четверг, 1 мая 2014 г.

Женщине позволено не посещать храм, ибо ее бог – это ее муж



В Индии говорят: «Женщине позволено не посещать храм, ибо ее бог – это ее муж». Западный менталитет сразу же выносит суровый приговор такой установке. Но если мы обратимся к роману Р. Тагора «Дом и мир» и посмотрим на ситуацию глазами индийской женщины, то увидим здесь лишь красоту человеческих отношений. Бимола, главная героиня, говорит, что красота почитания делает все вокруг прекрасным и эта красота так велика, что способна поглотить целый океан безобразного. Когда Бимола
вставала на рассвете, то обязательно совершала пронам, касаясь рукой ног мужа. В такие мгновения ей казалось, что красное пятнышко у нее на лбу начинает гореть, как утренняя звезда. Но еще большей радостью для нее было сознавать, что ее настоящее место у его ног. Бимола считает, что превращение женской любви в почитание является естественным процессом, а само почитание не нарушает равенства с мужчиной, оно лишь возвышает существующие отношения. На алтаре любви почитание становится похожим на светильник – он одинаково светит и тому, кто совершает поклонение, и тому, кому поклоняются. В почитании женщина сама становится почитаемой, а иначе чего стоит ее любовь?
Но говорят и другое: «Где женщина не почитается, там боги не живут», а в древнем тантрическом тексте «Тантра-Мантра» сказано, что женщина – высшая дхарма мужчины, высший тапас его, его рай; если женщина удовлетворена – удовлетворен весь мир. Женскому началу в культуре индуизма всегда придавалось особое значение. Мы можем убедиться в этом на примере распространения шактизма, который предполагает, что именно женщина является активным действующим началом. Расцвет культа Шакти относится к раннему средневековью. Тогда ни один бог не мог рассчитывать на популярность, если рядом с ним не было его «супруги». Однако истоки обожествления женской энергии теряются в глубине веков. Известно, что поклонение женской энергии в образе Богини-Матери в древней Индии было практически повсеместным. Несмотря на то, что с каждой эпохой менялись формы поклонения женскому божеству, содержание в основе своей оставалось прежним.
В Индии говорят: «Женщине позволено не посещать храм, ибо ее бог – это ее муж». Западный менталитет сразу же выносит суровый приговор такой установке. Но если мы обратимся к роману Р. Тагора «Дом и мир» и посмотрим на ситуацию глазами индийской женщины, то увидим здесь лишь красоту человеческих отношений. Бимола, главная героиня, говорит, что красота почитания делает все вокруг прекрасным и эта красота так велика, что способна поглотить целый океан безобразного. Когда Бимола вставала на рассвете, то обязательно совершала пронам, касаясь рукой ног мужа. В такие мгновения ей казалось, что красное пятнышко у нее на лбу начинает гореть, как утренняя звезда. Но еще большей радостью для нее было сознавать, что ее настоящее место у его ног. Бимола считает, что превращение женской любви в почитание является естественным процессом, а само почитание не нарушает равенства с мужчиной, оно лишь возвышает существующие отношения. На алтаре любви почитание становится похожим на светильник – он одинаково светит и тому, кто совершает поклонение, и тому, кому поклоняются. В почитании женщина сама становится почитаемой, а иначе чего стоит ее любовь? 
Но говорят и другое: «Где женщина не почитается, там боги не живут», а в древнем тантрическом тексте «Тантра-Мантра» сказано, что женщина – высшая дхарма мужчины, высший тапас его, его рай; если женщина удовлетворена – удовлетворен весь мир. Женскому началу в культуре индуизма всегда придавалось особое значение. Мы можем убедиться в этом на примере распространения шактизма, который предполагает, что именно женщина является активным действующим началом. Расцвет культа Шакти относится к раннему средневековью. Тогда ни один бог не мог рассчитывать на популярность, если рядом с ним не было его «супруги». Однако истоки обожествления женской энергии теряются в глубине веков. Известно, что поклонение женской энергии в образе Богини-Матери в древней Индии было практически повсеместным. Несмотря на то, что с каждой эпохой менялись формы поклонения женскому божеству, содержание в основе своей оставалось прежним.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Побеседуем???