пятница, 3 января 2014 г.

BE ONE - Ведические мудры в православной иконописи.

http://radimir.ucoz.ru/index/akhimsa/0-10

Важным элементом в христианском богослужении являются мудры[iii], принесённые Христом из Индии и переданные своим ученикам. (Из-за неправильного понимания этих мудр разгорались жесточайшие споры между никонианами и старообрядцами в России начиная с XVII века). Вот наиболее часто используемые христианские мудры:
«Мудра жизни» - двуперстное знамение. (В Аюрведе применяется для лечения болезней глаз и уравновешивания энергетических потоков в организме). Используется старообрядцами и зафиксировано на большинстве старинных икон.
 
Ведические мудры в православии и в религиозных традициях Древнего Ирана. Зороастрийский жрец исцеляет больного. Его пальцы сложены в виде мудры, называемой в Аюрведе "Мудра жизни", а в православии известной как "двуперстное знамение" и встречающейся на большинстве икон и в старообрядчестве.

Ведическая мудра «Окно мудрости» - перекрещены большой и безымянный палец. В Аюрведе применяется для улучшения мозгового кровообращения. Используется православными священниками для благословления верующих и объясняется ими как первые буквы имени Христа (ICXC).


«Мудра земли» - соединены большой и безымянный пальцы. В Аюрведе применяется для укрепления душевных сил во время тяжёлых аскез. Мудра отражена на новгородских иконах «Отечество» XIV века и «Спас на престоле» XV века, хранящихся в Третьяковской галерее, «Преображение» XV века (Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник), а так же на иконе Спасителя слева от алтаря в Троицком соборе Измайловского полка в Санкт-Петербурге.

Ведические мудры в православной иконописи. Этот жест совершенно необъясним с точки зрения православного канона (в котором недопустимы никакие иные виды сложения перст, кроме трёх: "двуперстие", "троеперстие", "благословление верующих священником"!). Православная икона "Спас". Север. 15 век.
«Мудра энергии» - соединены большой, средний и безымянный пальцы. В Аюрведе применяется для укрепления и лечения позвоночника во время длительных молитв и медитаций, а также для выведения ядов и шлаков из организма. В православии этот ведический жест можно видеть на иконе «Преображение» школы Феофана Грека, XIV в. (Третьяковская галерея, Москва) и на иконе "Спас" северного письма.

Православная икона "Преображение Господне". Школа Феофана Грека. Третьяковская галерея. Москва. 

Ведические мудры в православной иконописи. Этот жест совершенно необъясним с точки зрения православного канона (в котором недопустимы никакие иные виды сложения перст, кроме трёх: "двуперстие", "троеперстие", "благословление верующих священником"!). "Преображение Господне" (школа Феофана Грека). Фрагмент.
Троеперстие в современном православии и сложенные ладони в католицизме, так же являются мудрами. Троеперстие мы встречаем на  фреске из Помпей I в. н. э. «Ифигения в Тавриде» (Неаполь, национальный музей).

Троеперстие, применяемое в православии, применялось в древности античными жрицами, которые заимствовали эту мудру из Ведической традиции. 
Ифигения в Тавриде. Отражённый в античной фресковой живописи Сюжет из "Илиады" Гомера. 

Ифигения в Тавриде. Фрагмент.


Лакулиса – шиваитский проповедник (Индия. Декан. Гос. Эрмитаж, зал 370) изображён сидящим, со сложенными пальцами правой руки в виде мудры «Окно мудрости», которую можно видеть и на православной иконе "Отечество" (см. выше). 
Христос, изучив в совершенстве Аюрведу, будучи в Индии, передал некоторые из этих жестов своим последователям. Именно так ведические мудры попали в христианскую традицию.
Согласно одному из многочисленных мифов о рождении Агни, он «родился от девы Майи и солнечного бога Савитри при участии божества ветра – Ваю; земным отцом его был плотник Твасти. Миф и культ Агни стоят в связи с изобретением способа добывания огня посредством трения. Брали, сделанную плотником, "свастику” - крестообразный деревянный инструмент с отверстием на месте перекрещивания перекладин, в это отверстие вставляли заострённую палочку и быстро вращали, пока не появлялся огонёк, который затем раздували (бог дуновения - Ваю). В добытом таким способом огне видели и чтили сына солнечного небесного огня»[iv].
Ваю, в индуистской мифологии и философии, понимался не только как божество ветра, но и как жизненное дыхание[v] (что позволяет видеть близость его со Святым Духом).

Все эти параллели атеистами оцениваются как заимствования. С идеалистической точки зрения, их можно рассматривать как изначальные образы, присутствующие в сознании человека.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Побеседуем???